Религия

Исконной религией жителей японских островов является синто - путь богов. Однако, пришедший в VI в. из Кореи буддизм пустил столь глубокие корни во все области жизни японцев, что стал неотъемлемой частью их религиозного сознания. Синтоизм - это политеистическая система верований, сформировавшаяся на осно-ве анимистического взгляда на мир.

В основе синтоистского миропонимания лежит поклонение божествам - ками, которые не только обитают на небесах, но и присутствуют повсеместно, то есть ками не только обладают сверхъестественной силой и могуществом и управляют судьбами живых существ, но и близки к людям в их повседневной жизни.

Как ками почитались предки, которые, считается, наблюдают за здравствующими, охраняют их, помогают им, и божества моря, гор, источников (так называемые ландшафтные божества) божества стихий - ветра, грома, дождя.

Существовало убеждение в том, что божественной природой - митама - обладают конкретные предметы и даже абстрактные понятия, например, добро и зло. По синтоистским понятиям считалось, что будучи сотворены ками, люди чисты и правильны от Природы, а дурные поступки совершаются в результате загрязнения духа, поэтому основной синтоистский обряд - очищение.

Природа воспринималась как олицетворение красоты и гармонии, и вызывала ощущение божественности всего во Вселенной. Именно такое отношение к природе было основой, на которой происходило взаимодействие синтоизма и буддизма. Когда японцы ознакомились с буддийским учением, природа стала восприниматься как одно из состояний и проявлений Будды.

Буддийское учение о посмертном воздаянии за поступки, совершаемые при жизни, восполняло отсутствие в синтоизме представлений о посмертной судьбе человека.

Кроме того, буддизм был учением со строгой системой религиозных догм, восполнявшая отсутствие в синтоизме формализованной этики.

К концу XII века в буддизме выкристаллизовались три основных направления, отличающихся друг от друга пониманием пути спасения. Это были буддийские школы, призывающие опираться на "собственные силы" (дзирики - школа Тэндай, букв. оплот небес, и школа Сингон, букв. "Истинное слово" или "Слово истины"), обещавшие спасение с помощью "внешней силы" (тарики - школа Дзё-досю, букв. школа "Чистой земли" и школа Хоккэсю, букв. школа "Лотосовый сутры" или Нитирэн) и школы Дзэн, утверждавшей, что путь к просветлению (в чем и виделось спасение) лежит через созерцание.

Под влиянием исторических событий, влекущих за собой изменения в расстановке сил в обществе, особой популярностью пользовались то одна, то другая школа.

Исторически взаимодействие синтоизма и буддизма шло разными путями, но наиболее знаменательным было стремление отождествить синтоистских божеств - ками и будд (симбуцу дотайсэцу) - идеология, так называемого рёбу синто (букв. "двуоснoвного синто").

В новое время стали появляться многочисленные новые религиозные школы, однако все они построены на сочетании тех или иных положений буддийского учения и синтоистских верований.

Среди японских верующих есть и христиане - как православные, так и протестанты и католики, хотя число их невелико. В основном японские христиане проживают на юге страны, где впервые в XVI в. появились европейские миссионеры.

В целом японцы отличаются веротерпимостью и в повседневной жизни соблюдают все предписания и обычаи, которые кажутся им разумными или привлекательными. Так, празднуя деторожде-ние, идут в синтоистские храмы, хоронят по буддийскому обычаю, а в последние время зачастую вступая в брак, совершают обряд венчания.


Туры в Японию, достопримечательности, особенности. 2009-14 © FinS.ru