Требование токугавского сёгуната о пребывании его вассалов в Эдо (ныне Токио) в течение каждого второго года (система санкин котай) имело одним из своих следствий упорядочение дорожных коммуникаций (кайдо) и создание разнообразных удобств для путешественников. Хотя путешествия рядовых граждан строго регламентировались центральными и местными властями, на паломничества к святилищам и храмам не налагалось никаких ограничений, и для простонародья паломничества эти нередко становились чем - то вроде увеселительных прогулок.
В эпоху Мэйдзи (1868 - 1912) в стране была сооружена разветвленная сеть железных дорог, что значительно облегчило совершение путешествий. Тем не менее, хотя все могли странствовать совершенно свободно, лишь немногие, если не считать богатых, делали это удовольствия ради. Только в конце 50 - х годов, когда обрели популярность групповые туры к горячим источникам (к примеру, Атами в префектуре Сидзуока), спонсируемые компаниями для своих работников, в Японии начала развиваться подлинная индустрия туризма, ориентированная на массовый рынок.
В 80 - е годы рост жизненных стандартов и широкое распространение пятидневной рабочей недели внесли заметный вклад в дальнейший прогресс рассматриваемой отрасли. Туризм в Японии приобретает особенно оживленный характер в так называемую "золотую неделю" (29 апреля - 5 мая), на которую приходятся четыре национальных праздника, и в августовскую неделю в середине этого месяца, когда японцы поминают умерших предков (урабонъэ). Групповые туры все еще популярны, но современные японцы обычно путешествуют в компании родственников и друзей, часто останавливаясь на курортах, которые предоставляют спортивные и рекреационные возможности.
Туризм как составная часть отрасли экономики, занимающейся организацией досуга населения, объединяет транспортное и гостиничное обслуживание, посреднические службы, устраивающие путешествия, а также производство и продажу сувениров. По мере превращения этого способа использования свободного времени в один из наиболее популярных при одновременном решительном усилении требований потребителей к качественному уровню действующих здесь предприятий индустрия туризма претерпевает существенные изменения.
Так, благодаря совершенствованию коммуникационной сети и моторизации населения (имеется в виду не только приобретение автомобилей, но и взятие их напрокат), возникли такие совершенно новые для Японии, смежные с индустрией туризма сферы предпринимательской деятельности, как авто - паромное обслуживание со все более увеличивающимися дистанциями курсирования, а также строительство с последующей розничной распродажей дачных поселков в предместьях крупных городов и в отдаленных районах страны. Обращает на себя внимание и совершенствование гостиничного дела, в котором крупный бизнес, представленный гостиницами европейского типа (отелями) соседствует с мелким бизнесом в лице гостиниц японского типа (рёкан). Поскольку возрастающая ввиду моторизации мобильность туриста снижает его заинтересованность в гостиницах лишь как в пунктах ночлега, администрации отелей и рёкан предпринимают беспрецедентные усилия по собиранию "пакета" производимых услуг, причем адресованных не только постояльцам.
Тон в этом наращивании потенциала обслуживания задают, разумеется, самые фешенебельные отели, размещенные в крупнейших городах и на известнейших курортах и пользующиеся прочной репутацией в общенациональных масштабах. Мало того, что все управление этими отелями децентрализовано по подразделениям, которые ведают, например, ресторанами с японской, китайской и западными кухнями, продажей сувениров, организацией брачных церемоний, различного рода приемов, выставок и конференций, - они еще оснащаются плавательными бассейнами, кегельбанами, площадками для игры в гольф, лыжными станциями, яхтенными базами и т.д. В настоящее время не редкость случаи, когда доход этих отелей от одних только ресторанов, не говоря уж о других "развлекательных" заведениях, превышает доход от сдачи номеров постояльцам. Остальные отели и рёкан, каждый в меру сил и возможностей, следуют этому примеру, преображаясь в сложные комплексы по производству услуг, связанных с использованием свободного времени.
К набиранию как можно более объемистого "пакета" производимых услуг непосредственно относится и небывалая активизация контактов между предприятиями транспортного и гостиничного обслуживания, с одной стороны, и посредническими службами или предприятиями по организации путешествий, - с другой. Посредничество в организации путешествий - явление для Японии далеко не новое, но до наступления периода быстрого экономического роста подавляющее большинство занимающихся им предприятий влачило довольно жалкое существование. Затем, однако, положение радикально изменилось.
Резко возросло число этих предприятий, особенно так называемых "служб общих путешествий", т.е. предприятий, которые с разрешения министра транспорта посредничают в организации внутренних путешествий японцев и иностранцев, приезжающих в Японию, и зарубежных путешествий японцев. Бум посредничества в организации путешествий привлек сюда помимо специализированных предприятий и многие торговые компании, в первую очередь, участвующие в гостиничном строительстве за рубежами Японии и заблаговременно заботящиеся об обеспечении спроса, а также компании, владеющие универмагами и рассчитывающие таким путем расширить сбыт туристического снаряжения, банки, развертывающие в различных формах кредитование путешественников, и т.д.
Посреднические предприятия по организации путешествий неуклонно насыщают номенклатуру производимых услуг все новыми и более сложными разновидностями. Сначала эти предприятия ограничивались представительскими функциями : заключая соглашения с транспортными и гостиничными компаниями, они занимались от их имени продажей железнодорожных, пароходных и авиационных билетов и бронированием номеров. Следующим шагом в комплектовании "пакета" производимых услуг явилось снабжение туриста, избравшего какой - либо маршрут путешествия, специальными купонами, по которым он пользуется определенными видами транспорта на пути следования и занимает места в определенных гостиницах. Наконец, посреднические предприятия занялись организацией так называемых "контрактных путешествий", т.е. взятием на себя всей полноты ответственности не только за предоставление туристу транспорта и ночлега, но и за его питание, экскурсии, помощь со стороны гидов, инструкторов - тренеров и т.д. Организация "контрактных путешествий" автоматически добавила к функциям посреднических предприятий консультирование туристов, совместную разработку с ними плана поездки, выпуск "путевых чеков", авансирование туристов, страховка путешественника и багажа (последние три вида обслуживания предлагают, главным образом, банки), оформление виз.