Сад как вид японского искусства

Природа и гармоничное сосуществование в ней человека относятся к национальным традициям японской культуры. Поэтому то, что было бы удивительным для европейских и западных стран, относится к ежедневному творчеству японских мастеров. И совершенно не удивительно формирование понятия сад в комплексном понимании развития национального искусства.

Истоки формирование в средневековый период

Основой традиции являлось особое отношение населения и объективно существовавший в мировоззрении культ скал, гор, ручьев и других природных объектов, включая деревья. Это восприятие стало основой развития синтоизма и оказало существенное воздействие на формирование садов в период Хэйан. Общепринятыми были композиции искусственных ручьев, холмов и водопадов перед южными фасадами памятников архитектуры тех времен. Первичные попытки формирования садов выделили два функциональных назначения этого предмета ландшафтного дизайна. К ним относят функцию визуальную по созерцанию садов из помещений и практическую, связанную с прогулками и катанием на озере.

Формирование отдельных направлений искусства садов происходило под влиянием учения о рае Будды в виде амидаистского сада и под влиянием буддизма с формированием трех типов садов.

Сады дзэнских монастырей

Распространение буддизма оказало решающее воздействие на окончательное формирование нескольких видов садов и развитие этого направления как отдельного искусства. К ним относят сад для созерцания из дома, связанный с чайным культом и символический виды. К разновидностям садов относились цукияма в виде сада с холмами и хиранива в виде плоского сада. К основным компонентам обеих разновидностей относились скалы, камни, вода с изображениями гальки. Один из знаменитых примеров исторического зодчества расположен на территории храма Кинкакудзи и называется Золотой Павильон. Следующей вехой в развитии искусства историки считают Серебряный павильон эпохи Муромати с наименованием Гинкакудзи.

Знаменитый шедевр искусства в виде сухого пейзажа находится в монастыре Дайтокудзи и именуется Дайсэн-ин. Сад предназначен для созерцания и связан с символикой и именем Соами, известного творца тех времен. Дополнительные шедевры художника отображены в росписи интерьера самого храма. Самым загадочным садом этого периода историки считают монастырь Реандзи, так как из 15 камней на площадке произведения искусства всегда видны 14.

Развитие искусства в 17 столетии

Этот период обилен шедеврами, в том числе садом Кацура, формированием стилей, национальных традиций и уникальных объектов искусства. Характерным для развития этого периода является формирование ансамблей и садов различных размеров и типов, которые выстроены виде зигзага. И хотя этот период относя к завершающей стадии средневековой культуры, обилие шедевров не позволяет не уделить внимание принципу органичного соединения форм и различных стилей, свободы и уникальному результату творчества художников. Отличительной особенностью этого периода является расположение садов в трех уровнях.

Современное искусство в формировании садов включает лучшие традиции национальной истории формирования различных стилей и направлений и слияние архитектурных форм с природным окружением.


Туры в Японию, достопримечательности, особенности. 2009-14 © FinS.ru