Японская нация известна во всем мире как одна из самых законопослушных и дисциплинированных. Возможно, дело в менталитете этого народа, но без особой, веками оттачивавшейся системы воспитания результаты не были бы столь показательны и уникальны.
Японцы уделяют подрастающему поколению массу внимания, не пуская на самотек процесс взросления своих и чужих детей. Воспитательный процесс в Стране восходящего солнца является поэтапным и делится на три части, четко отделенные друг от друга.
До пяти лет длится стадия "ребенок-Бог". В этом возрасте маленьким японцам позволяется абсолютно все. Ни в одном городе или селении этой страны нельзя увидеть мать, наказывающую маленького ребенка. Психологи считают, что именно в этом возрасте человек постигает окружающий мир, становится любознательным, учится задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Любые запреты мешают этому процессу, селят в подсознании ребенка глубинный страх перед проявлением инициативы и активности.
Вторая стадия продолжается до пятнадцатилетия и условно обозначена как "ребенок-раб". В пять лет японские дети начинают активно общаться со сверстниками и детьми постарше. Школьный период проходит на условиях довольно жесткого воспитания и целой системы запретов. Ребенка учат взаимодействовать с людьми, готовя из него достойного члена общества. Знание законов и моральных норм, соблюдение традиций, уважение к старшим - всё это закладывается в школьном возрасте. Следует отметить, что в воспитании подрастающего поколения активное участие принимают не только родители, но так же и все члены семьи, учителя и социальные работники.
Заключительный этап - "ребенок-друг". Старший подростковый возраст - время, когда ребенок уже и не совсем ребенок, так что и обращаться с ним нужно соответственно. Родители показывают своему наследнику, что доверяют ему и уверены в его благоразумии. Подростки в этот период учатся ответственности за свои поступки и самостоятельности в принятии решений. Родители могут что-то советовать, но запрещать и приказывать не имеют права.