Традиции и современные направления жанра укие-э

Рождение жанра укие-э в виде отпечатков с деревянных досок историки относят к ранней эпохе Эдо. Популярность жанра была ограничена гравюрами, книжными иллюстрациями, альбомами и поздравительными открытками с изображениями персонажей театров и обитателей красных кварталов. Однако, несмотря на ограниченность объектов искусства, укие-э пользовался огромным успехом в Японии.

Наиболее характерные формы искусства были сформированы в середине пятидесятых XIX века. Источником происхождения жанра считают фудзокуга или картины с изображениями искателей удовольствий эры Канъэй. Изучение никухицу укие-э XVII века позволяет утверждать о популярности произведений живописи в объектах искусства и появлении полноцветных отпечатков в виде дополнения кистью монохромных произведений.

Ранние виды искусства были ограничены сюнга или сексуальными наставлениями и описаниями жизни куртизанок в юдзе хебанки. Чаще сюнга была представлена в альбомах и книгах с откровенными любовными сценами. Новым этапом развития сюнга стало появление портретных изображений в виде биндзин-э с изображением куртизанок и таю с антуражем красавиц. Это направление укие-э сохранило популярность на всех этапах истории развития, вплоть до современных стилей и направлений жанра.

Технология изготовления гравюр и картин состояла в получении ручных оттисков без применения пресса с готовых рисунков деревянных блоков. Чаще применялась порода вишни. Техника подвижных шрифтов была известна мастерам, но применялась исключительно редко. Огромный спрос на произведения жанра укие-э сформировал целую плеяду мастеров, печатников и резчиков той эпохи. Издатели тех лет именовались дзихон тоия и характеризовались непомерным влиянием на стилистику произведений под воздействием спроса населения.

Поворотным этапом развития жанра стало развитие однолистовых гравюр в творчестве Итикава Данндзюро. Его несомненной заслугой в развитии укие-э было создание взрывного стиля арагото. Произведения художника стали невероятно популярными на фоне стандартных стилей. Продолжателем арагото стали художники школы Тории в развитии графических форм произведений. Творчество Тории Киемасу представляло высшую степень совершенства стиля арагото в смелых формах и выразительных линиях и практически монополизировало спрос на касбан или театральные афиши и эбандзуке или театральные программы эпохи Эдо. Параллельно этому стилю получил развитие стиль биндзин-э с изображениями царственных красавиц.

Изобретение блоков с отпечатками разных цветов являлось основой развития многоцветной печати. Начальная техника была ограничена бэнидзури-э или картинами красного цвета в 1745 году. Прогресс многоцветной печати повлиял на жанр якуся-э и с семидесятых годов XVIII века отмечается сотрудничество писателей и художников в работах с иллюстрациями в жанре укие-э. Революционное изменение вкусов относится уже к 1800 годам с преобладанием резких черт и низкорослых фигур в произведениях художников. Позднее был сформирован стиль ландшафтных гравюр в творчестве Хокусаи. Современные художники работают в традиционной японской традиции и совершенствуют технику и объекты жанра укие-э.


Туры в Японию, достопримечательности, особенности. 2009-14 © FinS.ru