Манга: от эскизов до карикатур и сериалов

Историческое значение манга в виде сделанных наугад эскизов трансформировалось с историческим развитием в современное представление о сатирических и комических рисунках, юмористических сериалах и карикатур. Популярность манга трудно сравнить с каким-либо другим видом изобразительного искусства, так как только комикс-журналы и комиксы занимают от 40% издательского рынка Японии и представлены более чем 280 разновидностью журналов.

Древние образцы искусства представлены в виде изображений фусакумэн или безглазых лиц и дайдайрон в виде карикатур и относятся к 745 году. История включает и религиозные элементы комических рисунков в синтоистских и буддийских храмах. Эпоха Хэйан дополнила развитие типом око-э в виде комических рисунков в авторстве Тоба Содзе. Живописные свитки эпохи Камакура иллюстрировали сцены адских мук в виде дзигоку дзоси и фигуры грешников.

Всплеск популярности комических рисунков относится к эпохе Эдо. В этот период образовался стиль фудзокуга с жанровыми сценами и повседневной тематикой, оцу-э с карикатурными внешностями персонажей, стилем творчества Кувагата Кэйсай в виде жанровых картин и укие-э с названием хокусаи манга. Авторами подавляющего большинства картин были дзэнские монахи и художники-литераторы.

Газетные карикатуры и комические рисунки получили распространение в эпоху Тайсе и известны творчеством Окамото Иппэй. Эпоха Сева сконцентрировала усилия авторов на нансэнсу манга с гротесткными, эротическими и абсурдными тематиками, пользующимися невероятным спросом. Послевоенный период и присутствие значительной доли американской культуры привело к трансформации содержания рисунков. Зародился гэкига в виде повествовательных комиксов, а формирование спроса на комикс-журналы образовало манга-дзасси и дополнило искусство информативной составляющей в сегменте спроса телевидения и печатных публикаций.

Современные комикс-журналы настолько популярны, что позволяют все многообразие разделить на несколько категорий. К ним относятся сенэн манга или мальчиковые, седзе манга или девические, взрослые сэйдзин и молодежные сэйнэн манга. Структура первых двух представлена стандартными журналами из 400 страниц и включает рисованные изображения 15 сериалов. Остальные категории чаще представлены 250 страницами с рисованными изображениями до десяти историй и пяти абсурдных в каждом номере. Спрос сформировал дополнительную разновидность дзокуаку на вульгарные публикации общим числом до 50 журналов.

Современная структура спроса и невероятная популярность манга является продолжением резко возросшего спроса шестидесятых и формирует плеяду карикатуристов и поклонников жанра. Девяностые дополнили спрос на манга образовательной тематикой и нормами этикета, историческими темами и журналами для взрослых. Невероятнауя популярность манга можно сравнить только с устойчивым спросом и затратами японцев на комиксы около 500 млрд. иен, что выделяет искусство среди остальных и позволяет активно формировать плеяду профессиональных художников жанра.


Туры в Японию, достопримечательности, особенности. 2009-14 © FinS.ru