Феномен популярной музыки в Японии

Исторические условия развития популярной музыки позволяют отнести национальную культурную традицию в разряд феноменальных явлений. Характерной особенностью развития являлся полный запрет на иностранную музыку в эпоху Эдо и стремительный взлет музыкальной культуры, позволившей Японии стать международным центром музыкальной культуры.

Первое появление иностранной музыки стало возможным после реставрации Мэйдзи в виде демонстрации политики модернизации правительства. Стремительное развитие и популярность западная музыка получила в период окончания II мировой войны. Формирование культа кантри-рока относится к пятидесятым годам, в шестидесятых годах происходит формирование движений гурупу саундзу или групповых звуков в творчестве групп "Пауки", "Тигры", "Бык", "Голубые кометы" и "Соблазнители". В этот же период начинается бурное развитие джаза с распространением кофеен и джаз-баров. Дополнительно этот период охарактеризован всплеском фолькмузыкальной контркультуры в виде протестных стихов и песен с сюжетами повседневной жизни.

Семидесятые годы дополнили популярную музыку переходом акустической фолькмузыки на электрооснову. Стремительное развитие музыкальных журналов и телевизионных программ послужили основой формирования и популярности в девяностых годах жанров фанк, тяжелый металл, этнической музыки, рэпа, регги и джаза. Популярная музыка в национальной культуре стала занимать доминирующее положение.

Традиционно национальными песенными жанрами тридцатых годов были энка и кое. Истоки кое относятся к старым мелодиям японской музыкальной культуры рюкока. Благодаря кобуси или медленному вибрато этот жанр популярной музыки получил уникальное звучание и сравним с блюзом и спиричалусом. В энка или традиционном песенном жанре часто применяется сентиментальная тематика и любовные страдания. Современный жанр энка в популярной музыке наиболее консервативен и менее остальных подвержен трансформации.

Активно развивается каекеку или популярная песня в виде обширной категории идольной музыки. Исторически название стиля обозначало всю популярную музыку, однако трансформация определения в современной популярной музыке относит каекеку к определению изысканной музыки или музыки без содержания. Исполнителями каекеку варьируются от идолов до женских рок-ансамблей с характерным участием в коммерческих телешоу и программах.

Развитие жанра нью мьюмикку или авторов-исполнителей песен относят к фолькмузыкальному движению шестидесятых годов. Именно этот период сформировал плеяду представителей независимых песен. Характерной особенностью нью мьюмикку является оптимистическая тематика и утонченная аранжировка и инструментовка.

Современная популярная музыка представлена несколькими видами рока и японских адаптаций практически любых стилей от фанка, тяжелого металла, глэм-рока, панка, рэпа и до регги. Популярна черная музыка в жанре буракон и джаз. И, хотя европейский и американский рынок достаточно скептично относятся к амбициям японских музыкантов, уровень развития современной популярной музыки характерен активным развитием существующих стилей и формированием плеяды подрастающих музыкантов.


Туры в Японию, достопримечательности, особенности. 2009-14 © FinS.ru