Судостроение в Японии

Япония у обывателя обычно ассоциируется с электроникой и машиностроением. Но было бы странно предположить, что островное государство не имеет развитого судостроения. На самом деле эта отрасль - едва ли не ведущая в японской промышленности и уходит корнями в глубину веков. Традиционно судостроительные районы Японии располагаются на побережьях Японского моря и Тихого океана, а также на севере острова Кюсю.

О размахе японского кораблестроения можно судить по общему количеству национальных судостроительных предприятий - их 75. К их числу принадлежат такие компании как Сасебо, имеющая заводы в одноименном городе-порте, и известная на весь мир Митсубиси, являющаяся владелицей значительной доли судостроительного бизнеса страны. Митсубиси принадлежат 5 верфей в Хиросиме и Нагасаки, Кобе, Симоносеки и Иокогаме. Естественно, в государстве идеально организована координация деятельности всех этих промышленных объектов, которая осуществляется Ассоциацией судостроительных компаний Японии.

Строительство кораблей "кормит" в настоящее время около 400 тысяч японцев, 100 тысяч из них заняты непосредственно на верфях и стапелях, а еще 300 тысяч обеспечивают деятельность дочерних и сопутствующих предприятий, поскольку наполняются японские суда только отечественным оборудованием.

После Второй Мировой войны Япония, которая была лишена почти всего торгового флота, оказалась в критической ситуации, выходом из которой явилась серия программ по национальному плановому судостроению, заработавшая в 1947 году. Благодаря льготным и долгосрочным кредитам, предоставленным правительством, судостроение Японии не просто встало на ноги, а сумело совершить скачок и занять лидирующие позиции в мире, обойдя в 1956 году Великобританию. И только нефтяной кризис 74-75 годов 20-го столетия привел отрасль к спаду производства из-за отказа судоходных компаний приобретать крупнотоннажные нефтеналивные танкеры.

Уже в начале 80-х Япония за счет ряда действенных мер справилась с ситуацией в промышленности, но за годы кризиса "подросли" конкуренты - Южная Корея и КНР. По сей день Япония периодически уступает лидерство Корее на мировом судостроительном рынке.

В настоящее время высокие технологии производства позволяют японским промышленникам выпускать суда практически любой категории и любого водоизмещения, начиная от лодок и катеров и заканчивая танкерами и сухогрузами. Почти все крупные судостроительные предприятия выполняют заказы ВМФ Японии. Так, например, на заводах компании Кавасаки дзукогё в г. Кобе производится почти половина всех подводных лодок страны.

Судостроительная отрасль испытывает тенденции к объединению усилий нескольких предприятий. В 2002 году корпорации NKK и Хитачи слились в области производства судов и образовали Универсальную Корпорацию Судостроения (Universal Shipbuilding Corporation) с генеральным директором Кензо Тасава во главе.


Туры в Японию, достопримечательности, особенности. 2009-14 © FinS.ru