Посольство Японии в России

Исторические традиции театров Но

Одним из редких форм профессиональных театров, сохраняющих исторические традиции музыкально-танцевальной драмы, является Но. В отличие от стремления к развитию и преобразованию остальных форм и стилей театрального искусства, современный театр Но хранит исторические формы и органическую взаимосвязь с ритуалами, а также сохраняет взгляд на мир буддийских монахов.

Возникновение Но связано с образованием актерских трупп буддистских и синтоистских храмов в середине XIV века. Основной задачей трупп был сбор пожертвований на нужды храмов в виде кандзин-Но или по подписке и коммерческими средствами. Также театры служили развлекательным и пропагандистским целям доктрин. Творчество трупп было структурировано в виде дэнгаку-Но с уклоном на акробатические номера и танцы и саругаку-Но комического содержания. Объединяющей характеристикой обеих типов было применение масок, кагура или музыки ритуальных танцев, семе или литургии, популярных песен имае и мелодий энкеку.

Основой танцев первых театров были национальные бугаку в виде плясок, драматического танца фурю под аккомпанемент флейты и барабана и сирабеси или песенно-танцевальные номера. Сюжетами служили история, легенды, литература текущей эпохи. Существовало строгое разделение сюжетов на комические и серьезные. Современная форма Но сформировалась творчеством актера Канъами и его сына на основе изображений реалистических персонажей, таинственной красоты югэн и установлении уникального взаимопонимания с аудиторией. Выдающий актер уделял особое внимание ритмическому аккомпанементу и структуре пьес с элементами кусэмаи или представления с одновременным участием пантомимы, песни и танца.

Всплеск популярности Но относится к 1500 году в виде любительских представлений в среде священнослужителей, аристократов, простолюдинов и солдат. В это время получило развитие платное обучение театральному искусству у профессиональных актеров. Дальнейшее развитие театрального искусства было ограничено неукоснительным соблюдением театральных традиций в эпоху Эдо и сложными экономическими условиями середины XIX века. Однако, несмотря на прекращение традиции субсидирования, театр выжил и поддерживается усилиями поклонников и преданной аудитории этого вида искусства.

Современные спектакли напоминают торжественные обряды. Структура актеров иерархична и изображает древние роли в виде посредников между людьми и богом.

Начало представления состоит в выходе инструментальной группы и хора, затем выходит ваки или актер поддерживающей роли, или же изображающий священнослужителя. Главный герой ситэ появляется под звуки музыкального сопровождения в строгой ритмике голоса, движений и музыки. Отличает представление обилием роскошных и тяжелых костюмов и поэтичным языком актеров. Сюжет развивается главным героем, который сначала ищет заступничества у ваки, а после получения удаляется в темноту.

Современный профессиональный театр поражает зрителя конструкциями костюмов и необычайно популярен в Японии именно благодаря сохранению исторических традиций тетра в котоба или прозе и утаи или поэзии национальной аристократии XIV века.


Главная | О Японии | Культура | Многообразие жанров японского театра | Исторические традиции театров Но
На правах рекламы





Неофициальный сайт Посольства Японии в России. 2009-14 © FinS.ru
<<< Назад