Посольство Японии в России

Воплощение моральных ценностей в театре кабуки

Объединение танца, музыкального сопровождения и драматургии в уникальную комбинацию мировых традиций является характерным признаком классического вида японского театра кабуки. Основой сюжетной линии спектакля являются моральные ценности ихга охо или закона карательной справедливости, мудзе или мимолетности существующего и драматические ситуации конфликта идейных норм конфуцианских традиций со страстями и желаниями.

Преобладание буддистских идей токугавской эпохи в сюжетах оказало значительное влияние на сохранение исторической традиции исполнения ролей в форме ката и стилизованных движениях и жестах. Кроме востребованности исторических сюжетов в современном мире поклонников театрального искусства, такая структура представления обусловила целостность театрального искусства.

Исторический момент возникновения театра связан с документальными свидетельствами 1603 года о формировании женской труппы онна под руководством служительницы Идзумо Окуни. Основой представлений были танцы и комические скетчи, а популярность была обусловлена присутствием эротических сцен. Артистки дополняли актерское ремесло занятиями проституцией. В 1629 году представительницам женского пола было запрещено принимать участие в представлениях из-за участившихся конфликтов зрителей. Та же участь постигла вакасю или юношеское кабуки, пришедшее на смену женским труппам, но уже в силу легкомысленного поведения самих актеров.

Ограничения и запреты привели к вынужденному периоду трансформации театра в приемлимый для властей и зрителей вид. Юношей заменили, обнаженные тела из показов исключили и, в результате таких изменений, сформировался яро или мужское кабуки с применением фарсы кегэн на основе формализованного стиля актерской игры. Актерская техника была дополнена диалогом, кабуки преобразовался из варьете в драму с акцентом на танцы и музыку.

Дальнейшее развитие сосредоточилось на оннагата или мужчинах, которые играли женские роли в виде развития и тренировки мастерства актеров. Начало эпохи Гэнроку было этапом формирования видов театрального искусства. К ним относились дзидай-моно в виде исторических пьес, сэва-моно или семейные и сесагото в виде пантомимы и балетных номеров. Развитие жанра кидзэва-моно или семейных голореалистических пьес стало этапом развития театра кабуки середины XIX века. Сохранению классического кабуки театральное искусство обязано актерам Дандзюро Итикава и Кигуро Оноэ.

Современный театр кабуки представлен классическим стилем искусства с акцентированием внимания на моральные ценности токугавской эпохи. К категориям ката в современных театрах относят татэ или стилизованные поединки, миэ в виде принятия поз, роппо или драматический уход со сцены и даммари в виде немых сцен. Основные жанры представлены дзидай-моно или сюрреалистичными сценами с изображением военного сословия и сэва-моно с уникальной актерской техникой и реалистичными костюмами времен Токугава. Уникальные комбинации техники и мировых сценических традиций сформировали плеяду поклонников кабуки в современном театральном искусстве.


Главная | О Японии | Культура | Многообразие жанров японского театра | Воплощение моральных ценностей в театре кабуки
На правах рекламы





Неофициальный сайт Посольства Японии в России. 2009-14 © FinS.ru
<<< Назад