О «поясе свободы и процветания» Стенограмма выступления Министра иностранных дел Японии Таро Асо по случаю 20-летия создания Японского международного форума (JFIR).

Благодарю за приглашение на сегодняшнее мероприятие.

Сегодня, 12 марта, исполняется 20 лет со времени создания Японского международного форума. От всей души поздравляю с этим юбилеем председателя Форума г-на Такаси Имаи, президента г-на Кэнъити Ито и всех присутствую

Я слышал, что первым председателем Форума был ныне покойный г-н Сабуро Окита. 25 марта 1980 года я выступал с запросом на заседании комитета по делам кабинета министров палаты представителей. Это было мое второе выступление с запросом в парламенте с тех пор, как меня впервые избрали в парламент. Мой запрос был обращен к человеку, который тогда занимал во втором кабинете премьер-министра Охира тот самый пост, который занимаю сейчас я, пост министра иностранных дел, к г-ну Сабуро Окита. Сейчас я с особым чувством вспоминаю об этом.

Сегодня я хотел бы подробно разъяснить содержание новой внешнеполитической концепции, получившей название «Пояс свободы и процветания», реализацией которой сейчас занимается правительство в целом.

Посмотрим на карту. Сначала я хочу пояснить понятие «пояса свободы и процветания». В географическом смысле – это зона, включающая в себя пять стран Северной Европы и три государства Балтии, а также недавно вступившие в НАТО и Евросоюз страны Центральной и Восточной Европы. Кроме того, Грузия – родина Сталина, находившаяся прежде под сильным влиянием России, Украина, Азербайджан и Молдова, то есть так называемые страны ГУАМ.

Пояс продолжается через страны Центральной Азии, обладающие залежами урановой руды, значение которой в дальнейшем будет возрастать, потом вниз через Турцию и исламские государства Ближнего Востока.

«Пояс» пролегает через Афганистан, Индию и другие страны Южной Азии, дальше в страны Индокитайского полуострова – Камбоджу, Лаос, Вьетнам (КЛВ), а также Мьянму (КЛВМ), которые настойчиво стараются догнать партнеров по АСЕАН.

«Пояс» охватывает Корейский полуостров и Монголию, затем лежащих немного в стороне партнеров Японии – Австралию и Новую Зеландию. Таким образом, «пояс» образует дугу, протянувшуюся вдоль периметра евразийского континента.

Что же такое «свобода» и «процветание» и что представляет собой эта концепция?

Каждая страна, лежащая в этом «поясе», имеет свои отличия. И все они, и страны ГУАМ, и страны КЛВ, имеют древнюю национальную историю.

Однако у них есть одна общая черта: все они стоят или готовятся стать на старт для дальнейшего роста в условиях новой глобализированной мировой экономики.

Несмотря на религиозные и культурные различия, все эти страны изо всех сил стремятся расти, имея перед собой шанс стать богатой страной. Это и подразумевается под словом «процветание».

Кроме того, в условиях жесткой конкуренции они стремятся утвердить свою идентичность, испытывая гордость за свое государство.

Наверное, каждый человек стремится к тому, чтобы он сам и его семья могли развиваться, испытывая чувство гордости. Это стремление к совершенствованию ведет к тому, что мы пытаемся выразить словом «свобода».

Свобода передвижения, свобода слова, свобода строить свою жизнь…

Думаю, люди из бывших социалистических стран, расположенных вдоль «пояса», хорошо знают на своем опыте, что если нет определенных гарантий такой свободы, то экономика наталкивается на стену.

Тогда не удается достичь и «процветания».

Японцы прошли через много трудностей, чтобы понять это.

Если задуматься над тем, какая политическая и экономическая система желательна для развития свободы и процветания, то в итоге мы придем к тому, что это система со справедливыми и открытыми процедурами. Это приводит нас к рыночной экономике как экономической системе и к демократии, которая придает большое значение господству права и основным правам человека.

Япония, отказавшись от мирного устройства эпохи Эдо (1603-1867 гг.), бросилась в пучину эпохи империализма и, испытав много на себе, в конце концов выбрала демократию.

И в том смысле, что нам потребовалось очень много времени до достижения сегодняшнего положения, мы никому не уступаем в том, насколько мы дорожим демократией.

Но эти чувства лучше не выставлять напоказ. Храня их у себя в груди, мы намерены рассматривать стремление таких стран, как Грузия, Украина, Лаос, Вьетнам двигаться вперед, подняв голову, как «путь к свободе и процветанию».

На основе этого мы говорим, что хотим бежать вместе с ними, а иногда и готовы поделиться водой. В этом и заключается наша основная позиция по созданию «пояса свободы и процветания».

Сейчс я рассказал о том, что значит создание «пояса свободы и процветания» в географическом и концептуальном смысле.

У этой политики есть еще одна важная цель – «расширение горизонтов внешней политики Японии». 

Основная концепция внешней политики Японии и раньше, и сейчас – японо-американский союз, и в этом колебаний нет.

Но это не значит, что мы можем на этом успокоиться. Я думаю, что мы должны продолжать постоянно и усердно инвестировать в этот союз.

Мы говорим, что японо-американскй союз – это основа концепции внешней политики, но если она становится слишком привычной, заданной, появляется опасность потерять из вида насущную необходимость постоянного инвестирования.

«Создание пояса свободы и процветания» - это, в первую очередь, попытка расширить горизонты деятельности и видения в нашей внешней политике. И на этой основе делать новые инвестиции в фундамент японо-американского союза. Одна из главных целей сегодняшнего выступления – это то, чтобы вы поняли это.

В последнее время мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда Европа, идя с Запада на Восток и начиная вкладывать внешнеполитические ресурсы, например, в Афганистан, неожиданно встречается с Японией, начинающей такие же попытки, но с Востока на Запад.

Это происходит не только в Афганистане, но и в Индийском океане, а также прежде всего в Ираке.

Я хочу здесь сказать, что когда мы таким образом снова встретимся с Европой, то мы увидим мост, который приводит к США и Канаде через Атлантический океан, воплощением чего является сотрудничество с НАТО.

Лучший пример – это деятельность по снабжению горючим, которую продолжают осуществлять Морские силы самообороны Японии в Индийском океане для кораблей США и других стран НАТО, а также Пакистана.

Отряды Сил самообороны Японии с легкостью делают «параллельную дозаправку», которая считается наиболее сложной среди всех видов корабельной деятельности на море, и получают похвалы от моряков разных стран. Их работа навела и нас на некоторые мысли.

Это осознание того, что путем взаимодействия со странами НАТО мы сможем добиться еще большего укрепления японо-американского союза.

Этим Новым годом Премьер-министр Абэ посетил Великобританию, Францию, Германию, Бельгию, штаб-квартиры ЕС и НАТО, а я – Румынию, Болгарию, Венгрию и Словакию. То есть мы оба побывали в Европе.

В эти же самые сроки Старший вице-министр иностранных дел Японии г-н Кацуто Асано провел встречу с министрами иностранных дел стран КЛВ.

Мы летали в разные места, надеясь, что это поможет созданию «пояса свободы и процветания». Думаю, вы понимаете, что за нашими усилиями в Европе стояло то стремление к переброске моста в США и Канаду, о котором я только что сказал.

Помимо этого, исходя из размеров нашей страны, такой исход японской внешней политики – вполне естественное течение дел.

Если сложить все ВВП стран Восточной Азии, включая Китай, и стран Океании, то они составят лишь 67,3% японской экономики. Даже если добавить Южную Азию, все равно это будет 89,4%, то есть меньше масштабов Японии.

Именно потому, что Япония такая большая держава, мы считаем себя ответственными за продвижение свободы и процветания. И этим делом по возможности лучше заниматься вместе со странами, которые имеют общие ценности с Японией, такими как европейские страны.

Если благодаря этому мы сами сможем получить более широкое пространство для внешнеполитической деятельности, приобрести сбалансированный собственный образ и в то же время идти к повторному укреплению японо-американского союза, то мы одним выстрелом убиваем двух зайцев.

Прошу вас понять, что мы ставим своей целью именно это.

Сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы, которые набирают ход по направлению к демократизации, это работа, которую надо вести вместе с основными странами-членами ЕС, ОБСЕ и НАТО.

То же и со стабильностью в Афганистане. В прошлом году я, а в этом году Премьер-министр Абэ ездили на заседание Североатлантического совета (NAC) и выступили там с речами. Мы говорили, что необходимо более тесно сотрудничать с НАТО в содействии Афганистану. Это заслужило оценку большей части участников.

Действительно, в ОБСЕ Япония единственная из стран, не входящих в этот регион, в течение длительного времени еженедельно принимает участие в заседаниях. Поэтому не будет преувеличением сказать, основные европейские страны, не говоря уже о США, ждали того, чтобы Япония выразила такую позицию

Здесь я вспоминаю то, что было незадолго до моей речи о «поясе свободы и процветания» в ноябре прошлого года. Из Дании в Японию приехал премьер-министр Андерс Фог Расмуссен

Он захотел услышать о том, что за новая внешнеполитическая концепция у Японии, и я в срочном порядке нанес ему визит вежливости.

Как только я закончил рассказывать, он решительно заявил о своей «всесторонней поддержке», что сильно укрепило меня.

После этого премьер-министр Расмуссен рассказал о своем собственном мнении об укреплении отношений между НАТО и Японией

Если оглянуться назад, то это была первая прелюдия. Не буду сейчас вдаваться в детали, но во время визита в Восточную Европу и по возвращении в Японии «пояс свободы и процветания» завоевал горячую поддержку не только у США, но и у ведущих деятелей европейских стран. У меня набралась довольно толстая стопка телеграмм, сообщающих об этом.

С другой стороны, в Центральной Азии у нас будет возможность работать вместе не только с европейскими странами, но и с Россией и Китаем.

Наряду с Японией, США и Европой Россия и Китай – это державы, имеющие возможности для формирования мирового порядка. Затем, у Японии есть большое пространство для сотрудничества с Индией, которую в просторечии называют самой большой в мире демократической страной, как между державами, разделяющими общие ценности.

Я считаю, что мы должны не колеблясь продвигать то, что мы можем делать вместе с этими ключевыми странами в целях создания «пояса свободы и процветания».

В осавшееся время необходимо сказать о методологии: в каких конкретных действиях заключается создание «пояса свободы и процветания».

С другой стороны, сама внешняя политика – вещь неторопливая, и быстродействующих лекарств здесь нет.

В некотором смысле меню остается прежним: важен «диалог».

В отношении нужных стран это Официальная помощь развитию (ODA), а также «подготовка кадров», которой Япония выделяется и дорожит.

Из того, где у нас накоплены результаты, есть разные совещания с АСЕАН. В рамках Восточноазиатского саммита мы намерены развивать азиатскую мечту вместе с такими демократическими странами, как Австралия, Новая Зеландия и Индия.

В Европе возьмем, к примеру, диалог «В4 плюс 1». Речь идет о четырех странах Центральной Европы – Чехии, Венгрии, Польши и примкнувшей к ним Словакии, получивших название «группа В4» (по названию местечка Вышеград на Дунае), с которыми мы начинаем диалог

Мы намерены также наладить диалог со странами-членами ГУАМ. В аббревиатуре ГУАМ буква «Г» означает Грузию. Президент Саакашвили вместе с супругой был в Японии с пятидневным визитом до вчерашнего дня.

Грузия является важным государством в «поясе свободы и процветания», которое в состоянии стать моделью для других стран. 1 февраля в Токио уже открылось посольство этой страны.

Посольства Японии в столице Грузии – Тбилиси – еще нет. Пользуясь случаем, хотелось бы попросить вас о поддержке наших усилий по укреплению нашей внешней политики. Извините за отступление.

Грузия, Украина, а также Литва и Румыния в позапрошлом году совместно образовали «Содружество демократического выбора».

Данная структура воплощает стремление к построению демократических государств на пространстве, окруженном тремя морями – Балтийским, Черным и Каспийским. Полагаю, что нам следует развивать диалог с членами «Содружества независимого выбора».

Между прочим, мы включаем в «пояс свободы и процветания» и страны Северной Европы. И для этого есть свои причины.

Норвегия, например, занимает первое место в мире на душу населения по объему Официальной помощи развитию.

Международный центр вооруженных сил Швеции и Центр подготовки гражданских специалистов, наравне с Центром Пирсон в Канаде, пользуются мировой известностью как центры подготовки экспертов по проблемам мира.

Мы также намерены создать организацию в духе японских училищ «тэракоя» (школы в эпоху Эдо (1603-1867), где готовили специалистов в различных сферах), которая бы готовила специалистов по проблемам построения мира. Перечисленные центры могли бы послужить нам образцом в этом деле.

Япония будет развивать сотрудничество с государствами подобными странам Северной Европы, с которыми мы не только разделяем фундаментальные ценности, но у которых также есть чему поучиться, будь то отношение к Официальной помощи развитию или еще что-то.

В связи с тем, что совместными усилиями можно оказать поддержку странам из «пояса свободы и процветания», настойчиво стремящимся к прогрессу, мы могли бы создать механизм диалога «Северная Европа плюс 1».

Обратимся теперь к Азии, где существует Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (SAARC).

Ее членами являются семь стран – Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри Ланка, Непал, Бутан и Мальдивы. В скором времени к ним официально присоединится Афганистан.

В ноябре 2005 года SAARC приняла решение о включении Японии в ассоциацию в качестве наблюдателя.

В апреле в Индии намечено провести 14-ю конференцию лидеров стран-членов SAARC. На ней вместе с Японией в качестве наблюдателей будут присутствовать США, Китай, Республика Корея и Евросоюз.

Таким образом, «пояс свободы и процветания» может рассматриваться как открытая и гибкая концепция.

Если у нас не будет колебаний в понимании целей, мы сможем добиваться его воплощения, объединив усилия с ключевыми государствами.

У нас есть реальные результаты в диалоге «Центральная Азия плюс Япония». Мы также хотели бы перевести на регулярную основу встречи министров иностранных дел Японии и членов Совета сотрудничества стран Персидского залива (GCC), встречи на высшем уровне и уровне министров иностранных дел в формате Япония – КЛВ.

Нет смысла повторять, что положение дел в странах, которые охватывает «пояс свободы и процветания», разное. Здесь нельзя всех мерить под один размер.

Именно поэтому так важен диалог, и мы думаем над тем, чего сможет добиться Япония посредством диалога.

Есть страны, где заложены основы демократии и не хватает инфраструктуры. Прежде чем говорить о свободе и процветании, странам, которые в первую очередь нуждаются в обеспечении политической стабильности и мира, нужно помочь в созидании мира. Самое важное для любой страны – это способствовать подготовке кадров посредством образования

Многие японские компании, прежде всего автомобильные, уже делают инвестиции в Польше, Чехии и Венгрии. Можно без труда представить, что теперь на действующих в этих странах предприятиях активно идет подготовка специалистов на рабочих местах и процесс подготовки кадров.

В городе Фукуи есть фирма «Japan AMC», которая специализируется на выпуске фитингов и другой арматуры для труб и трубопроводов.

Как говорит президент фирмы, для обеспечения точности при производстве изделий применяется измерительная аппаратура. Однако чтобы определить степень износа режущего инструмента на токарном станке с числовым программным управлением, рабочий смотрит на готовое изделие, по внешнему виду оценивает его «совершенство». Это требует мастерства и опыта.

Японские компании, приходя в другие страны, обязательно делятся таким мастерством, прививают людям манеру трудиться с самоотдачей, на которой и основано это мастерство. Таким образом передается японская передовая трудовая этика, рассматривающая труд как нравственное начало, как добродетель. В долгосрочном плане это превратится в инфраструктуру «свободы и процветания».

В дальнейшем мы намерены непременно проводить свою дипломатию силами всей Японии, объединив усилия с неправительственными структурами.

Мы видим хороший пример в Камбодже. Если процесс налаживания юридической системы в этой стране, включая гражданское законодательство и гражданский процессуальный кодекс, осуществляемый при содействии Японии, будет идти успешно, это облегчит работу японских компаний и предприятий и в то же время заложит основы для общественного устройства, гарантирующего законность и справедливость процедур.

Иначе говоря, «свобода» и «процветание» порождают благоприятную среду обитания.

В своем выступлении я упомянул многие страны. В большинстве из них, забираясь в отдаленные районы, куда не доходим мы, сотрудники министерства иностранных дел, сеют семена доброй воли представители Японского агентства международного сотрудничества (JICA), в том числе пожилые волонтеры, люди из молодежных отрядов содействия зарубежным странам, молодые бизнесмены из Японской молодежной палаты.

Один молодой японец поехал преподавать японский язык в Молдавию, одну из стран ГУАМ. На первое занятие была выделена аудитория, рассчитанная на 50-60 человек. Кто бы мог подумать, что она окажется заполненной полностью! И на этом фоне звучала песня японской певицы Томоми Кахара «I’m Proud»!

Вот чему стала свидетелем наша молодежь.

На этом мне и хотелось бы закончить свое выступление, сказав, что духовная инфраструктура нашей дипломатии, которая стремится продвигать вперед концепцию «пояса свободы и процветания», уже в значительной степени построена.

В заключение разрешите пожелать Японскому международному форуму дальнейших успехов и достижений. Спасибо за внимание.


Туры в Японию, достопримечательности, особенности. 2009-14 © FinS.ru