Посольство Японии в России

Чайная церемония

Пройдя сложную эволюцию от многофункционального лечебного средства до популярного тонизирующего напитка чай в Китае имел три исторические разновидности: в эпоху Тан - плиточный (хранился спресованным в плитки, а в процессе приготовления растирался в порошок и варился с добавлением многих ингредиентов), в эпоху Сун - порошочный (засушенный лист смалывался в порошок, который потом размешивался в чашке с горячей водой - именно этот вид лег в основу японского Чайного действа), в эпоху Мин - завариваемый в специальном чайнике, как это мы делаем сегодня.

В начале раннего средневековья (8-12 вв.) чай попал в Японию как товар, а в конце - в виде семян чайного куста, которые были прежде всего высажены около дзэн-буддийских храмов близ Киото, а впоследствии дали начало плантациям в Удзи и в других районах на юго-западе страны. Как и в сунском Китае, особая культура потребления чая как стимулятора медитации сложилась в дзэнских храмах. Параллельно с этим развивалась светская традиция чайных пиршеств и даже чайных турниров с угадыванием сортов - "тотя".

Три средневековых мастера - Мурата Сюко (1423-1502), Такэно Дзёо (1502-1555) и Сэн-но Рикю (1522-1591) - создали уникальную систему Пути Чая (Садо) как метод самопознания в дзэнском духе. Особенно велик вклад последнего, который завершил формирование классического Чайного действа (Тяною) в стиле Мудрой простоты (Ваби). В этом стиле все классические искусства и вообще формы культуры, достигнув пика развития, возвращаются к изначальному, природному источнику. Именно к этому стилю в той или иной степени восходят все современные школы чайного действа, одна из которых, Урасэнкэ, основала в Москве свой 68-й по счету зарубежный филиал после визита к нам в 1989 году 15-го потомка Сэн-но Рикю, Великого мастера Фениксово Облако (Хоунсай), Сэна Сосицу. Отныне круглый год в чайной комнате Института стран Азии и Африки при МГУ на Моховой, а в конце мая - начале июня в японском дворике Ботанического сада российские востоковеды, культурологи, психологи, студенты и школьники, все, кто готов посвятить этому достаточно времени и усилий, осваивают Путь Чая, проложенный Сэн-но Рикю и его учениками.

Классическое Чайное действо начинается задолго до встречи с чайным мастером, в тот момент, когда гость вступает на "росистую тропу" сада, символизирующую духовное паломничество, уводящее подвижника от "горящего дома" повседневной суеты к спасительному "прорыву" в истинную реальность. Пространство сада устроено таким образом, что через кажущуюся случайность причудливые изгибы каменистой тропинки (символ горной тропы) со все возрастающим в подсознании гостя ощущением строгой закономерности подводят его к "лазу" в чайный домик, куда можно проскользнуть на коленях только глубоко согнувшись и оставив снаружи дорожные шляпы и самурайские мечи (знаки социальных различий и амбиций).

В комнате царствует иное, более сконцентрированное, чем снаружи, пространство и время, там "нет гостя и хозяина" - они растворены друг в друге, там дзэнское изречение на свитке в нише служит зеркалом для сознания посетителей, а сезонный цветок в вазе - равноправный участник всеобщего действа. Немногие слова, которыми в соответствии с чайным этикетом - не обязательным, но единственно возможным - обмениваются присутствующие, не есть средство самовыражения, но минимальный способ максимально эффективной коммуникации. Каждое движение чайного мастера и его гостей (в классическом действе их четверо) отточено до полного автоматизма, что освобождает сознание для ничем не нарушаемой медитации. Каждый предмет чайной утвари обладает именем, биографией, уникальным характером, идеально соответствующим единому целому (ториавасэ) данного места, момента времени, теме чайной медитации.

О четырех оттенках вкуса Чая, равного вкусу Дзэн, говорил Рикю: Ва - Гармония, Кэй - Дух благоговения, Сэй - Чистота, Дзяку - Незыблемая ясность сознания или Истинный покой.

Этих качеств нам недостает всегда, но если вспомнить о том, что Путь Чая был ответом на эпоху бесконечных феодальных войн с их потоками крови и роскошными кутежами "новой знати" (патрон Рикю, князь Хидэ-ёси, разойдясь со своим любимым чайным мастером во взглядах, в итоге велел тому совершить ритуальное самоубийство - сэппуку), то все выше сказанное приобретает особый смысл для современного россиянина. В глазах его Садо нередко становится не просто школой самосовершенствования, но практикой созерцания непостижимой красоты творения, от чего лишь один шаг до постижения красоты Творца. Случайность ли, что многие из ближайших друзей и учеников Рикю были тайными христианами в эпоху, когда это грозило неминуемой смертью?

 

Главная | О Японии | Культура | Чайная церемония
На правах рекламы





Неофициальный сайт Посольства Японии в России. 2009-14 © FinS.ru
<<< Назад