Посольство Японии в России

История развития и правила сеги

Сеги относится к редким исключениям, когда споры историков о происхождении игры не имеют никакого влияния на современное восприятие этого вида игры как японских шахмат. Для того чтобы принять участие в игре, необходимо стремление заматовать противника и, соответственно, сам противник. Схожесть с традиционными шахматами в этой игре значительна, например, в возможности использования фигур противником, который их захватил. Однако 20-миллионная плеяда игроков говорит о популярности сеги как отдельного вида игры.

Идейным источником игры историки считают Индию, японское рождение относится к эпохе Нара. Приобретение популярности относится к эпохе Хэйан в аристократических кругах, а широкое распространение сеги получили в эпоху Муромати. Современный вариант сеги был сформирован в эти же годы, а в 1607 году для го и сеги был утвержден специальный регламент во главе с Хонъимбо Санса с формированием звания пожизненного мастера или мэйдзин. И хотя впоследствии это звание было упразднено, для развития игры такое повышенное внимание оказало положительное воздействие.

Для изучения игры необходим деревянный блок с решеткой из 81 квадрата. Для каждого игрока предусмотрено двадцать фигур в виде пятиугольника, которые размещают на полях. Особое внимание уделяется изучению иероглифов, которые нанесены с обеих сторон фигур. К ним относят гекусе, осе в виде короля с возможностью перемещения на один квадрат, хися в качестве аналога ладьи, какуге по аналогу слона, кинсе, гинсе, кейма, кеся, фухе как аналогу пешки, но с более широкими возможностями. Отличия относятся и к фигуре сеги, которая, в отличие от шахмат, может быть использована захватчиком и повышать собственные фигуры в звании. Именно для этих целей фигуры переворачиваются. Особенностью размещения фигур подробно излагаются множеством самоучителей и не представляют затруднений для новичка. Отдельные правила игры упрощают ее изучение игроками, знакомыми с правилами игры в шахматы.

К правилам, которые ограничивают действия игроков, относится попадание на ряд фигуры на имеющуюся фу или на место, где дальнейший ход не представляется возможным, а также ограничения в возможности заматовать с помощью роняния фу. Отдельными случаями оговорены условия переигрывания в спорных или патовых ситуациях. При возникновении положения, когда короли не могут взаимно сдержать друг друга, победителем считается игрок, который определяется подсчетом оставшихся фигур на доске.

Серьезных ограничений игра сеги не содержит и предоставляет противникам получить удовольствие от придумывания и просчета сложных и непредсказуемых ходов. То, что сеги относятся к популярной игре, не относится к спорным утверждениям. Поэтому приобщение к многомиллионной армии любителей позволит не только ознакомиться с особенностями японских шахмат, но и обрести новых друзей среди жителей различных стран мира.


Главная | О Японии | Культура | Настольные игры | История развития и правила сеги
На правах рекламы





Неофициальный сайт Посольства Японии в России. 2009-14 © FinS.ru
<<< Назад