Посольство Японии в России

Литература

Историю японской литературы принято разделять на период классики, включающий в себя раннее средневековье (8-12 вв.), собственно средние века (13-16 вв.) и позднее средневековье (17 - 1867 г.), а также современный, начавшийся со второй половины 19 века.

В эпоху первых, синкретических по характеру памятников письменности 8 века, задающих основные пространственно-временные координаты японской культуры ("Записи о деяниях древности" - Кодзики, "Исторические анналы Японии" - Нихонги, "Описания земель" - Фудоки - и style="mso-spacerun: yes">  др.), своим по преимуществу эстетическим назначением выделяются поэтические антологии на китайском ("Кайфусо") и японском ("Манъёсю") языках. последней, наряду с традиционными народными песнями, содержатся уже весьма впечатляющие образцы авторского литературного творчества придворной аристократии. Окончательно же канон поэзии вака с пятистишием в качестве основной жанровой формы сложился к началу 10 в. (антология "Кокинсю", 905г.). Приблизительно тогда же определяются и основные направления подчеркнуто документально-личностной лирической прозы аристократов в жанре поэтических эссе, дневника, мемуаров, записок путешествия, "эпистолярной прозы" и т.д. а также т.наз. "вымышленных повествований" ("Повесть о деде Такэтори", "Повесть о прекрасной Отикубо", "Повесть дерева с дуплом", "Повесть о принце Гэндзи" Мурасаки Сикибуи др.). Как и вся культура ариcтократии, литература раннего средневековья проникнута духом ностальгической эстетики "сожаления /о бренной мирской красоте/"- "моно-но аварэ", родившейся на основе буддийских представлений о нереальности мира. C расшатыванием абсолютной монархии в литературе возрастает интерес к истории ("Повесть о славе", "Великое зерцало") и религиозной этике (собрания дидактических рассказов "сэцува" и особенно "Стародавние повести"). Идеалом прекрасного становится "сокровенная красота"(югэн), лежащая в основе суггестивно-символической поэтики "недосказанного" (ёдзё), как это видно из 8-й императорской антологии "Синко -кинсю" (1205), воинских эпических повестей "Сказание о доме Тайра", "Записки о великом мире", "Сказание о Ёсицунэ" и др.; из классических драм Но драматурга Дзэами, из средневекового поэтического жанра "нанизанных строф" (рэнга) и т.д. Большую роль в средневековой литературе сыграла система воинской этики Бусидо, основанная на традициях Синто, Буддизма и Конфуцианства. К концу средних веков в литературу проникает дух раннегородской культуры: он ощущается в комической поэзии рэнга, в лубочных повестях (отоги-дзоси), в тематике некоторых театральных фарсов (кёгэн).

Своего расцвета городская культура достигает к концу 17 в. во времена прозаика Сайкаку, драматурга Тикамацу, и поэта жанра хайкай Басё. Цензурные запреты феодального правительства бакуфу приводят к тому, что последующая литература развивается либо в русле чистого развлечения (жанры "гэсаку" - приключенческий, эротический, комический, сентиментальный и др.), либо дидактики (жанры "ёмихон" - новеллы, историко-фантастические эпопеи с сильным китайским влиянием и т.д.). Драматургия нового времени начинается с бума кукольного театра Дзёрури, а затем связана преимущественно с театром Кабуки.

Открытие страны, буржуазная революция, создание парламента, борьба за утверждение единого литературного стиля и новые представления о предмете задачах литературы (теоретические работы и литературное творчество Цубоути Сёё и Фтабатэя Симэя) - все это качественно изменило характер японской литературы, сблизив ее с мировой. Первые 20 послереволюционных лет ознаменованы развитием просветительской публицистики и переводов (хотя еще довольно несовершенных) западных сочинений. В противовес порожденной всем этим политически актуальной литературе возникают традиционно-консервативные, классицистски ориентированные группы ("Общество друзей тушечницы" - "Кэнъюся" с его лидерами - Одзаки Коё и Ямадой Бимё), манифесты индивидуалистического бунта романтиков (поэзия Китамуры Тококу и Симадзаки Тосона, Ёсано Тэккана и Ёсано Акико, Исикавы Такубоку и реформатора танкаи хайку Масаока Сики; проза Коды Рохана, Мори Огая и Хигути Итиё).

Ситуация в стране после войны с Китаем и Россией способствовала росту пессимистических настроений. На рубеже 19 и 20 вв. романтизму противостоит школа натурализма - наиболее влиятельное направление периода (Нагаи Кафу, Таяма Катаи, Куникида Доппо). Лучшие прозаические сочинения Симадзаки Тосона, Нацумэ Сосэки, Токутоми Рока и др. выходят за рамки натурализма, приближаясь к методу критического реализма. В первое десятилетие 20 в. из идеалистико-гуманистического движения "Белая береза" (Сиракаба) вырастает ряд талантливых прозаиков реалистов - Арисима Такэо, Сига Наоя и др. Модернистские же течения представлены в творчестве Танидзаки Дзюнъитиро (панэстетизм - Тамбиха), Акутагавы Рюноскэ (школа нового мастерства - Сингиха), Ёкомицу Риити и Кавабаты Ясунари (неосенсуализм - Синканкакуха).

Стремительный прогресс в первые два десятилетия 20 в. пролетарской литературы (Хаяма Ёсики, Куросима Дэндзи, Токунага Сунао, Кобаяси Такидзи) был остановлен последовавшими в годы реакции репрессиями, породившими "литературу поворота" или отступничества, анализировавшую драматическую эволюцию в сознании передовой интеллигенции (Таками Дзюн, Симаки Кэнсаку и др.).

Вынужденное молчание или уход в классические штудии многих литераторов в период Тихоокеанской войны в послевоенные годы сменился непродолжительным периодом активности левых писателей "послевоенной волны" (Сэнгоха). Обращает на себя внимание антивоенная тематика в творчестве Ота Ёко и Хара Тамики, Нома Хироси и Хотта Ёсиэ, Кобо Абэ и Эндо Сюсаку. Модернистские группы послевоенного периода - "Третьи новые", "Интровертное поколение"и др. - поднимают тему самоотчуждения человека в современном мире, его экзистенциального одиночества. В поисках мира идеальной красоты послевоенные авторы обращаются к корням японской художественной традиции (мир "аварэ" в поздних сочинениях Танидзаки, дух дзэнского просветления в прозе Кавабаты и мифология Бусидо у Мисимы Юкио) или во внутренний мир (Дадзаи Осаму). В окружающей же реальности им видятся признаки грядущих антиутопий (Кобо Абэ, Оэ Кэндзабуро и др.). Современная постмодернистcкая тенденция в японской литературе (Мураками Харуки и др.) - иллюстрация особой ментальности "поколения с потерянной самоидентификацией", выработавшего отстраненно-игровое отношение к жизни.

 

Главная | О Японии | Культура | Литература
На правах рекламы





Неофициальный сайт Посольства Японии в России. 2009-14 © FinS.ru
<<< Назад