Посольство Японии в России

Искусство каллиграфии

Страны китайского ареала традиционно относят каллиграфию или седо к одному из видов изящного искусства. На родине каллиграфии в Китае седо относился, наряду с живописью и поэзией, к атрибутам образованного человека. Японское отношение к каллиграфии во многом сродни благоговейному отношению к ее статусу в Китае.

Внедрение китайской системы письма стало началом истории национальной каллиграфии. Последовательная трансформация китайской традиции под требования японского языка происходила в применении китайских иероглифов кандзи по-новому. Известным примером адаптации служат "Манъесю", в котором передавалось значение японских слогов и слов китайскими иероглифами. Развитие продолжилось формированием манъегана или фонетического метода письма.

Создание канна или слоговой азбуки в IX веке и ее широкое распространение в последующих столетиях стало основой каллиграфии. Параллельно с развитием канна значение китайского языка в статусе литературного языка элиты постепенно нивелировалось. К практикующимся сетай или китайским иероглифам относятся тэнсе и рэйсе. Прописной стиль кайсе был популярен в эпоху Эдо, наряду с бегущим стилем гесэ и травяным писанием сосе.

Орудия каллиграфии оказались более консервативны и мало изменились с момента возникновения. Основные виды кистей представлены толстой кистью футофудэ и тонкой кистью хософудэ. Характерной особенностью является практика комплексного применения обеих кистей, с той разницей, что футофудэ применяется при написании самого текста, а хософудэ для подписей и изображения малых иероглифов. Кроме того, хософудэ применяется для изящного или курсивного стиля.

Основой изготовления туши традиционно служат древесная сажа или масло, рыбные кости или клей из шкур животных. Смесь высушивают и превращают в палочку, которая для разжижения трется о судзури или чернильный камень с углублением для воды. Небольшая керамическая или металлическая капельница суйтэки завершает набор, который хранится в судзурибако или украшенной коробочке.

Существенный вклад в развитие и эволюцию каллиграфии внесла эпоха Хэйан в виде поколений Сампицу и переходом к творческой ассимиляции в японскую культуру. Традиционное копирование китайского стиля было трансформировано усилиями Оно-но Тофу, Фудзивара-но Юкинари и Фудзивара-но Сукэмаса. Появление школ Сэсондзи эпохи Муромати и Камакура развили манерность каллиграфии. Прогресс японского стиля вае отмечен в эпоху Эдо благодаря усилиям Коноэ Нобутада, Хонами Коэцу и Секадо Седзе.

Современное искусство каллиграфии находится в процессе непрерывного развития и совершенствования, наряду с развитием скульптуры и живописи, и обеспечено государственной поддержкой.


Главная | О Японии | Культура | Искусство каллиграфии
На правах рекламы





Неофициальный сайт Посольства Японии в России. 2009-14 © FinS.ru
<<< Назад